понедельник, 20 июня 2016 г.

Заметки о книге "Вращая Колесо Дхармы" Шэн Янь ч.1


В этом своём первом учении Будда изложил срединный путь между аскетизмом и потворством, а также преподал Четыре Благородные Истины.

Когда Будда излагал Четыре Благородные Истины, он сначала их перечислил. Это, сказал он, истина о страдании, истина об источнике страдания, истина о прекращении страдания, и истина о выходе из страданий посредством восьмеричного благородного пути. 

Восьмеричный благородный путь состоит из практик:

правильное видение, правильное устремление, правильная речь,

правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие,

правильная осознанность (или "правильное памятование")

и правильная медитация.


Чтобы понять природу нашего существования, мы начинаем с понимания двенадцати звеньев обусловленного возникновения, которые определяют форму и путь нашей жизни по мере её развёртывания. Двенадцать звеньев (нидана) обусловленного возникновения - это основные причинные силы в сансаре, цикле рождения и смерти.  Эти звенья:

основополагающее неведение, действие, сознание, имя-и-форма, шесть чувств, соприкосновение, ощущение, желание-страсть, цепляние, приход к существованию, рождение, старение и смерть.

Первая истина

Во-первых, существуют страдания от опасностей из окружающей среды. Во-вторых, мы можем выделить страх и неуверенность как источники страдания. И третье - бесконечные разновидности привязанностей, порождённых нашим "я". Эти последние виды страданий более явно умственные, по источнику и проявлению.

Вторая благородная истина - в том, что основополагающая причина страдания - это неведение, проявляющееся как жадность, отвращение и заблуждение. Неведение ведёт нас к совершению действий, которые становятся причиной страданий. Действие - буквальное значение слова карма - включает проявленные действия, так же как и мысли и слова. Так что то, что мы называем источником, или причиной, страдания - это, собственно, карма - сила, которая продвигает существующие условия нашей жизни к будущему следствию; это вроде инерции, которая ведёт нас в определённом направлении. Это составная энергия, порождённая иллюзиями и тревогами чувствующих существ, вызывающая их участие в определённых действиях. Эти действия сами сеют дальнейшие "семена" (причины и условия) для дальнейших последствий. Когда семена созревают, итоговая сила становится потенциалом, который продвигает нас в будущее, ведя к тем или иным переживаниям страдания.

Третья и четвёртая благородные истины происходят из глубокого понимания, осуществлённого арьями, действительного несуществования страдания, и поэтому возможности его прекращения. Будда объяснил разные подходы к прекращению страданий. Среди них самый важный - этичный образ жизни: иными словами, поведение, которое не вызывает страданий. Также мы должны взращивать осознанность, чтобы не создавать причин для будущего страдания. Если мы не осознаём причин страдания, то продолжаем его, создавая те же причины снова и снова. Когда мы осознаём причины страдания, то можем прекратить свои отрицательные действия, так что может произойти освобождение от страданий.

Работа причин и следствий, имеющая место в пространстве, неотделима и включена во время, так что мы испытываем пространство и время вместе.  Мир - это то, что сходится в пространстве-времени, и это переживание постоянного изменения - и есть непостоянство.

Говоря просто, выход из мира - это свобода от мирских причин-и-следствий, свобода от страдания в пространстве и времени. Пробуждённые - архаты и будды - больше не закованы в пространство и время, и поэтому не подвержены страданию, которое вносится непостоянством. Поэтому состояние выхода из мира - это состояние освобождения. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий